Такси, тук-туки, сонгтео и другой транспорт на Самуи

Традиционно на Самуи, да и не только на Самуи, во всем Таиланде и на всей территории Юго-Восточной Азии и Индии, все передвигаются на мотобайках. Машину здесь не каждый может себе позволить, а мопеды почти есть у всех. Это сравнительно недорогой вид транспорта и в плане расхода топлива, да и в отношении цены самого транспортного средства и аренды его. Но чтобы сесть за руль мотобайка, и доехать не до ближайшего столба, а на другой конец острова, например, или хотя бы до ближайшего магазина, надо уметь его водить и обладать неким водительским хладнокровием.

Что же делать таким сирым и убогим, как я, которые не то что мотобайк, а даже велосипед водить не умеют? Поскольку мой водительский опыт ограничился вождением трехколесного велика в детстве, мне пришлось искать иные способы перемещения из пункта А в пункт Б.

На острове есть несколько альтернатив байкам и собственному автомобилю: это обычное такси, мототакси и сонгтео.

Такси

Такси — это самый дорогой способ перемещения по острову. Таксисты на острове ломят дикие цены, перемещение по острову стоит в разы дороже, чем на материке. Например, от Ламаев до Бопхута таксисты просят 500 бат и сбрасывают максимум стольник от первоначально названной цены.

С приходом к власти военной хунты на Самуи произвели реформу ценообразования на услуги такси — 50 бат при посадке и 50 бат за 1 километр. В теории, такие расценки, вне всякого сомнения, были бы дешевле и выгоднее для пассажиров. Однако, на практике таксистская мафия ломит цены без изменений. До реформы бывали случаи в моей практике, когда меня с Чавенга до Ламаев довезли за 100 бат, хотя остальные бомбилы просили за это расстояние 300 бат.. Но это скорее исключение из правил, и мне просто попался совестливый таксист, которому стало жалко стоящую на солнцепеке беременную женщину.

По уровню комфорта и безопасности ставлю такси максимальный балл — все машины новые, удобные и кондиционируемые.

Мотобайк такси

Этот способ хорош для тех, кого душит жаба платить обычным таксистам, кто не имеет страха перед перемещением на мопедах и не хочет ждать общественного транспорта (сонгтео).

Цены на мотобайк такси сравнительно ниже, чем расценки обычного такси — например, от супермаркета Биг С до Теско на Чавенге мне предлагали доехать за 50 бат, а с Бопута до торгового центра Централ Фестиваль — за 150 бат.

Мотобайк таксисты обычно одеты в светло-зеленые жилеты со светоотражающими полосками и надписью «такси». Мото-таксисты массово тусуются возле Теско Лотуса на Чавенге, и просто колесят по кольцевой дороге в поисках клиентов. Как и со всеми таксистами, с ними надо торговаться, по моему опыту, цену сбрасывают они побольше, чем обычные таксисты.

К слову сказать, впервые на байке в качестве пассажира я прокатилась именно на мотобайк-такси, находясь на 7-м месяце беременности. Водитель ехал очень аккуратненько и довез меня прямо до дома. Минус мотобайк-такси — пассажир едет без шлема, для некоторых это вопрос очень принципиальный (например, для меня).

По уровню комфорта — средний балл, все таки, ты единственный пассажир на мотоцикле, и ехать с ветерком совсем не жарко. По уровню безопасности — минимальный, я не совсем уважаю езду без шлема, хотя иногда приходится ездить без шлема, например, с ребенком в эргорюкзак шлем фулл фейс задевает маленькую голову маасика, и я его не одеваю.

Сонгтео, или тук-тук

Тук-туком сонгтео называют сами водители или таксисты, хотя это определение немного неточное. Тук-тук в Юго-Восточной Азии — это обычно моторикша, трехколесный мопед с небольшой кабинкой для двоих пассажиров сзади. Сонгтео на Самуи — это иная конструкция, переоборудованный пикап, в кузове которого установлены скамейки, на которых и размещаются пассажиры.

На потолке — звонок для остановки по требованию, других остановок не предусмотрено. Схема работы — махнул рукой на дороге — сел в рыдван, позвонил в звоночек — вышел. «Рыдваном» сонгтео обозвал Дмитрий Крылов в своем путеводителе по Таиланду. Полностью соглашусь с этим метким и остроумным определением, ибо смотришь на некоторые экземпляры и думаешь — как это вообще еще ездит, все такое, эмм, аляпистое и причудливо собранное, чисто по азиатски, разве что скотчем не примотанное. Вы не спутаете сонгтео ни с чем другим-это ярко-красные или бордовые пикапы, обклеенными рекламами, и с надписями направлений.

С наступлением темноты они еще и светятся- включают разноцветные моргающие огоньки, которые видно издалека. В некоторых машинах даже предусмотрены своеобразные удобства для пассажиров, такие, как полиэтиленовые занавеси от дождя и относительно мягкие сиденья. Однако, по уровню комфорта сонгтео я ставлю наименьший балл — пассажиры дышат свежим выхлопом машины, в которой сами едут, забираться в сонгтео не очень удобно — потолок низкий и многие бьются головами при посадке, и сидеть в тесноте в переполненном сонгтео тоже не очень удобно. По уровню безопасности — средний уровень, хотя порой некоторые экстремальные товарищи умудряются ездить, болтаясь на подножке сонгтео.

Маршруты тук-туков

Сонгтео ходит по кольцевой дороге и ездит по следующим направлениям:

  • 1. Натон — Чавенг через северную часть острова;
  • 2. Натон — Ламаи через юг (с захватом кончика Чавенга, где как раз и идет пересадка на маршрут севера);
  • 3. Натон — Биг Будда — Чавенг.

На каждой машине написано направление, по которому она двигается. Маршрутки приходится ждать очень долго. Бывает и такое, что мимо вас проезжает совершенно пустое сонгтео и не останавливается — не удивляйтесь, водитель просто устал, или голоден, и едет по своим делам, ждите следующего.

Сонгтео (songthaew) — это самый дешевый способ перемещения по острову в светлое время суток, потому что после шести-семи часов вечера с наступлением темноты водители сонгтео внезапно превращаются в таксистов и берут плату за проезд гораздо большую, чем днем, и уровень цен вечернего извоза соответствует уровню цен на услуги такси. При чем, условия извоза при этом не меняются — кожаного салона и кондиционера в кузове пассажиров не появляется. Однако, и днем с водителями сонгтео бывает «весело». Эти ребята с ходу вычисляют незрелых фарангов, недавно приехавших на остров, и сдирают с них цену за проезд втридорого.

Стоимость проезда на тук-туке

Обычные цены примерно такие: если перемещаться на небольшое расстояние в пределах одного района, например, от Макро до Теско Лотус на Чавенге — оплата за проезд 20 бат, и чем дальше — тем больше, максимальная оплата от одной конечной точки до другой — 60 бат. С незагорелых туристов дерут по 100-150 бат, даже при извозе на короткие расстояния.

Еще одна хитрость при посадке в сонгтео — никогда не спрашивать цену у водителя, иначе в вас сразу узнают зеленого туриста и обдерут, как липку. Матерые островитяне прекрасно знают расценки и маршруты и при посадке ее не уточняют.

Лучше заранее изучить карту и точно знать, куда едешь и где выходить. Иначе консультация водителя может стоить дорого ))).

Еще рекомендую делать непроницаемое лицо и маскироваться под заядлого пассажира сонгтео, которого на мякине не проведешь. Кстати, и этот фокус иногда не срабатывает, когда попадаются агрессивные экземпляры. Как-то один нехороший водитель требовал с нас 300 бат за троих за проезд от Теско Ламаи, до первого поворота на Чавенг, красная цена которому 50 бат с человека.

Мы с ним взялись было спорить, но он был крайне агрессивен, махал руками на мужа и матерился по-английски. Позже я узнала, что на таких злых парней можно жаловаться, и в салоне тук-тука висит водительская лицензия товарища, который управляет машиной, с полным именем и фамилией и индивидуальным номером.

Поговаривают, что основная часть агрессивных таксистов — это не тайцы, а бирманцы, среди которых попадаются и настоящие бандиты. Вообще, с водителями лучше не ругаться, и стараться мирно разрешить ситуацию.

Другой транспорт

Еще были замечены большие серебристые или белые мини-вэны, занимающиеся извозом, но расценки на них непонятны. Однажды я добиралась на таком мини-вэне с Натона до Бопхута за 200 бат, однако мне пришлось 20 минут ждать пассажиров с парома, которые потом сели в этот автобус на пирсе. Такие же мини-вэн такси есть и около Централ фестиваля, их вызывают настойчивые ребята с рациями и прайс-листом, цены по которому они весьма неплохо сбрасывают, если поторговаться. Например, предложение доехать до Бопхута от Централ Фестиваля за 400 бат с помощью конструктивного диалога было изменено на 250 бат.