Получение прав на острове Самуи

Когда мы еще только собирались переезжать из Казахстана на остров Самуи, одним из важных пунктов для меня были водительские права. Мы собирались с расчетом на долгое проживание в Таиланде, и поэтому мне было интересно – будут ли действовать мои казахстанские права с категорией “B”. Я потратил несколько часов, пытаясь выяснить в интернете, действительны ли наши права за рубежом.

Кто-то писал, что легко колесил по Соединенным Штатам, кто-то по Европе, и даже при остановке полицейскими не возникало проблем. Во все эти чудесные истории я предпочитаю не верить, т.к. у разных стран есть свои законы относительно водительского удостоверения, и если кому-то повезло один раз, не означает, что всегда так будет.

На сайте дорожной полиции я нашел информацию о том, что казахстанские права являются международными. В общем, ни то ни се. Локально, находясь в Алматы, вопрос с международными правами было не решить, и поэтому я отложил этот вопрос до переезда в Таиланд.

Мы прилетели в Бангкок 12 апреля 2014 года, а 13 апреля уже были на Самуи. Поскольку у нас не было еще вариантов с жильем, мы сняли отель на 2 дня. За эти 2 дня мы принялись искать дом для длительного проживания.

Не скажу, что остров Самуи является большим, но и маленьким его тоже не назовешь. По большей части дороги лишены тротуаров, и для передвижения пешком нет никаких условий. Мы решили взять в прокат автомобиль, для более комфортного передвижения по острову. Прокатная контора поинтересовалась наличием у меня прав, я сказал, что имею водительское удостоверение категории B. Машину нам любезно предоставили, и мы принялись колесить по острову. К дорожной обстановке я привык не сразу, но в принципе в ней ничего сложного нет.

Для себя отметил, что при управлении автомобилем нужно держаться ближе к двойной сплошной, чтобы байки могли слева проезжать/обгонять. Не очень порадовало местное правило «уступи МНЕ дорогу, я на большой машине », это когда большой пикап или бетономешалка вылетают на встречку для обгона впереди идущей машины, и при этом маневр свой они обязательно закончат, а те кому они летят на встречу должны прижаться как можно левее, чтобы не получить лобовой удар. Через сплошную линию везде, где только можно разворачиваются автомобили и байки, а если ты едешь на мотоцикле, то можешь спокойно ехать «против шерсти» по односторонней дороге.

В общем, откатал я 2 дня на машине, и стало понятно, что нужен более экономичный вариант для передвижения. Этим вариантом был байк, который мы сняли за 3000 бат в месяц в аренду у наших знакомых.

Есть байк, есть небольшой опыт езды на нем, есть шлем, а прав нет. Я понял, что эту ситуацию нужно как-то менять. К тому моменту я уже обзавелся первыми друзьями на острове и потихоньку начал узнавать у них информацию о получении прав на Самуи. Люди на острове делятся на 2 категории – те, у кого есть права, и те, кто их не имеет. Большая часть долгожителей, конечно же, уверяла, что эти самые права никто и никогда нигде не проверяет.

Понятное дело – большая часть тайцев на острове (наверно 90%) не имеет водительских прав, и не знает правил дорожного движения. Все действия на дороге происходят интуитивно. С другой стороны я находил информацию о том, что при ДТП, зачастую «фаранг» оказывался виновником, и виновником вдвойне, если нет водительского удостоверения. Страховые компании при ДТП не выплачивают компенсацию, в том случае, если водитель управлял транспортом не имея ВУ. Таким образом, было понятно, что лучше иметь, чем не иметь J

Я прокатался чуть больше месяца на байке не имея прав, и в конце мая вдруг узнал, что с 1 июня будут ужесточены условия сдачи экзаменов. Это подтолкнуло меня к собиранию необходимых документов.
Я выяснил, что для того чтобы сдавать экзамен на права, нужно иметь паспорт, resident certificate, и справку из больницы. Сертификат резидента нужно получать в Immigration office, который находится в Натоне, стоит он 500 бат.

Я взял паспорт, фотографии 3х4, и поехал в Натон. Хозяйка дома мне скинула в смс адрес нашего кондоминиума. Когда я пришел в иммигрейшн офис, и сказал что хочу resident certificate, меня попросили предъявить контракт аренды дома, я сказал что контракта нет, и меня развернули домой за квитанцией об оплате аренды. Мысленно я выматерил тайскую бюрократию и покатил домой за бумажкой.

Вернулся я с этой бумажкой через пару часов, и опять подал документы, на этот раз все приняли и попросили ждать. После недолгого ожидания мне выдали официальную бумажку, что я, такой-то такой-то, проживаю там-то там-то, хочу получить права на байк. Пол дела сделано. Рядом с иммигрейшн офисом находится Натон госпиталь, в который я сразу же и отправился за медицинской справкой.

Народу в больничке было валом, в основном тайцы. Я прошел к регистратуре, сказал, что хочу получить права на байк, и меня отправили с бумажкой к столику мерять давление. Все померили, бумажку передали на другой столик, где еще что-то спросили и посадили ждать вызова врача. Врач вызвал, спросил для чего мне справка, что-то написал и отправил обратно на рецепцию. Мне поставили печать на официальном бланке, я оплатил 200 бат и радостный поехал домой.

Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, уже на следующий день я гнал в Липа Ной, в департамент наземного транспорта, именно там происходит сдача экзаменов и выдача водительского удостоверения.

Департамент наземного транспорта Самуи

Департамент наземного транспорта Самуи

Поскольку это государственное учреждение, нельзя приходить в шортах, плавках, майках. Иногда конечно тайцы закрывают на это глаза, но в моем случае – таец, прежде чем принять мои документы, выглянул в окошко и посмотрел во что я одет. Из документов нужны были 2 справки, которые я добыл за день до этого, копия паспорта (включая страницу с визой). Говорят, что с короткими визами или штампами не принимают людей на сдачу экзаменов.

Сдал я документы, меня попросили пройти к 10 часам на второй этаж для сдачи теоритической части. В 10 часов набралась уже приличная толпа, и нас запустили в кабинет с телевизором.

Был показан 1,5 часовой фильм про правила дорожного движения в Таиланде. Большую часть фильма показывали кровь и кишки, смертельные ДТП с участием мототранспорта. Когда закончилось кино, всех вывели в коридор со стендами, где сдают первую часть теоритического экзамена. Всего там было 4 стенда, на каждом из них можно (НУЖНО) сделать 2 попытки. С начала светофор – нужно называть цвет светофора (red, yellow, green), тайка нажимает на пульте разные комбинации и минисветофор горит разными цветами. Потом устройство, похожее на старый советский аппарат игры в морской бой, вставляешь голову, и загораются лампочки по бокам, цвета светофора, нужно их назвать. Это проверка на боковое зрение.

Далее было два довольно веселых теста. Первый – устройство с педалью и шкалой. Нажимаешь на педаль, и как только шкала начинает подниматься, нужно убрать ногу. Это был тест на реакцию. Потом идет тест на соединение двух палочек, который весьма простой.

Я сдал самый первый все эти тесты с первого раза, и меня отправили в кабинет с компьютерными тестами.

Компьютеры для сдачи экзаменов

Компьютеры для сдачи экзаменов

Таец активировал мой комп с помощью хитрой карты, и экзамен начался. 30 минут, 30 вопросов, 5 вариантов ответа. Вопросы очень часто повторялись по 3-5 раз, что было явно мне на руку. Практически все вопросы я ответил, но имел все же сомнения. Перепроверил все ответы еще раз, некоторые исправил и нажал кнопу завершения теста. Ура! Компьютер написал «passed», и мне вручили бумажку, с которой я должен прийти на следующий день на практический экзамен.

Сдал!

Сдал!

На следующий день я опять приехал в транспортный департамент, готовый получить водительское удостоверение. Мой знакомый меня расстроил, когда сказал, что можно было сдать сразу и на машину и на байк (в отличие от Казахстана, права категории А и B в Таиланде – это 2 разные карточки). Немного погрустив, я понял что на байк мне права сейчас важнее чем на машину. Сдав бумажку в первое окошко, мне выдали экзаменационные листы и отправили на задний двор здания. Народу там было уже порядочно, большая часть сдавал и на машину и на байк.

Я подкатил свой байк, приготовил шлем, чтобы не забыть его одеть, и прошелся по территории, чтобы понять, что мне предстоит. Предстояло мне 3 маршрута – змейка, проезд по тонкой возвышенной полосе и территория со знаками. Я сразу же для себя определил, как необходимо проезжать дорожку со знаками, запомнив их расположение и мысленно проехав маршрут. Тайцы спокойно сидели и ждали появления экзаменатора, не особо вникая во всякие там маршруты. Было удивительно видеть тайцев средних лет и даже старше, и ведь они за рулем наверняка с детства, а только пришли сдавать экзамены.

Пришел экзаменатор и начал рассказывать процедуру прохождения экзамена, и вот уже первый отважный таец ринулся в бой.

По всем правилам, необходимо быть в шлеме, показывать подворотниками направление движения, а так – хоть боком едь. Змейку и бетонную полосу нужно проезжать 2 раза. В общем, он поехал сначала по возвышенной бетонной полосе, потом проехал змейку. Все – на ура. Осталась территория со знаками. Таец бодро поехал со всеми поворотниками, но практически сразу заехал под «кирпич». Я, честно говоря, даже не удивился, любят они у нас на Самуи гонять по односторонней улице против шерсти. Экзаменатор ему сообщил, что экзамен FAILED. Дальше уже пошло то, что не поддавалось никакой логике – одновременно целая куча тайцев начали сдавать экзамен. Друг за дружкой они ехали змейку, потом по бетонной полосе один за другим, ну и полосу препятствий в таком же духе. Никто даже не думал о том, чтобы подождать пока предыдущий сдаст экзамен. Я в этот момент решил подождать, пока утихнет хаос на площадке.

Когда нас осталось уже совсем не много, я решил что пора бы уже и мне прокатиться по полосе препятствий.

Полоса препятствий

Полоса препятствий

Сел на байк, надел шлем и поехал. Змейку прошел быстро в обе стороны, потом бетонную полосу. Она оказалась довольно длинной, и у меня даже были предпосылки съехать с нее, при заезде на нее под углом. Полосу со знаками я проехал очень быстро, т.к. уже знал куда ехать, где знаки, и где нужно остановиться перед знаком «стоп». Экзаменатор одобрительно кивнул, дал бумаги и отправил меня обратно в здание, получать права.

Мои бумажки приняли на первом этаже, в первом окне и попросили немного подождать. Большая часть сидящих там людей ожидала получения гринбуков, и несколько человек ждали права. Минут через 15, меня позвали к окошку и попросили оплатить пошлину, которая составляет 155 бат. Оплатил и сел опять ждать. Еще спустя минут 10 меня позвали для того чтобы сделать фотографию. Сделали фото, опять жду. По истечению 5 минут меня позвали и вручили мне мои долгожданные права. На водительском удостоверении красуется надпись Temporary motorcycle, что означает временные права на мотоцикл, которые действительные год. При желании, по истечении года можно приехать, заново сдать экзамены и получить постоянные права сроком на 5 лет. На самих правах указан номер паспорта, фамилия и имя, и адрес проживания в Таиланде. Права можно использовать как удостоверение личности, особенно если нет паспорта под рукой.

Полученные права

Полученные права

Счастливый и довольный я отправился домой, имея официальное разрешение передвигаться по дорогам острова на байке. Теперь я планирую в мае следующего года получить постоянные тайские права на 5 лет и наконец-таки сделать права на автомобиль.